triglochin: (Default)
[personal profile] triglochin
... мы ведь интуитивно чувствуем различие двух выраженных с помощью нашего родного языка формулировок: обладать истиной или знать истину - и быть в истине. Мы прекрасно понимаем, что можно быть в истине, совершенно независимо от нашей способности эксплицитно выразить ее (в определениях, в понятиях), чтобы передать другим.

Мы говорим, например, это - истинный человек, или это - истинное произведение искусства, - имея в виду определенный способ бытия вещи или определенный способ быть в бытии, а не только логически артикулируемую и средствами логики и коммуникации сообщаемую истину. Вот этот оттенок очень важен.


(М. Мамардашвили Лекции по античной философии

И вот скажите, что это неинтересно..
***
Дополнение! О практике:
http://pretre-philippe.livejournal.com/186591.html?#cutid1
(deleted comment)

Date: 2010-11-25 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] triglochin.livejournal.com
вот ни за что бы не написала, что не согласна с Вами.
Тем не менее, это - слова (только), если за ними что-то не стоит, Вы не находите?

Мамардашвили строго (вроятно, и нестрого тоже) говоря не был верующим, и уж тем более античные философы не были христианами. В силу отсутствия соответствующего образования сказанное в этой лекции для меня ново и удивляет применимостью к вопросам веры (что, конечно, не значит, что все в этой области можно понять умственно - но какие-то вещи, вероятно, можно?)
В одной из предыдущих записей говорилось, к примеру, о раскаянии.

А почему такая тема - видите ли, среди ЖЖ-друзей и не только часто возникают разговору об истинности того или другого (больной вопрос - "истинная вера"). Поскольку для меня это важно, очень понравилась мысль, содержащаяся в приведенной цитате - что изложение еще не критерий истины, ее критерий - в другом, в бытии, в соответствии истине (я тут буду путаться и не знаю, как правильно выразить мысль). Скажем, истинная вера там, где человек, верующий, причастен истине (см. "у определенный способ бытия вещи или определенный способ быть в бытии")

Date: 2010-11-25 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] dorogapodlunoj.livejournal.com
"Мы говорим, например, это - истинный человек" - это имхо только мнение)

Date: 2010-11-25 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] triglochin.livejournal.com
Наверно так.
Может, имеет значение то, что у нас есть такое представление о человеке (даже если оно разное у разных людей)?

Date: 2010-11-25 11:28 pm (UTC)
From: [identity profile] dorogapodlunoj.livejournal.com
О, имеет, да еще какое :)

Date: 2010-11-26 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] dmatveev.livejournal.com
Истина - это просто синоним реальности, я так понимаю.

Date: 2010-11-27 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] triglochin.livejournal.com
нет, судя по всему, это разные вещи.. (конечно, можно еще спросить, что такое реальность?)
Как-то раз один человек долго старался мне объяснить, почему нельзя о существовании Бога сказать, что это - факт. Кажется, начинаю понимать :) (это немного другой вопрос, но связано с вопросом о том, что такое - наблюдаемая и ощущаемая нами реальность и что такое бытие/истина)

По-моему, весь текст (скорее даже все, сначала, потому что изложение последовательное) стоит прочесть. Только для меня это все - новые вещи, многие, вероятно, знают больше и из других источников

Date: 2010-11-29 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] triglochin.livejournal.com
http://pretre-philippe.livejournal.com/186591.html?#cutid1

вот, исходя из того, о чем я думала, делая эту запись (может, это не сразу очевидно? Я не всегда уверена в своей логике).
О милосердном самарянине

Date: 2010-11-29 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] dmatveev.livejournal.com
Да, мне эта тема тоже показалась очень важной.

Конечно, слово "истина" имеет очень сильные интеллектуальные, гносеологические что ли, коннотации. "Как это устроено", "как это на самом деле" и т.д. И значительно менее - экзистенциальные: как это связано с основаниями моего собственного существования, Как-то так, может быть...

Date: 2010-11-29 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanzakij.livejournal.com
иногда думаю, что весьма сильно содержанием:
"истинно истинно"
например: "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе,
если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие"
лично для меня, без доказательств для кого-то, это значит ... ("мы ведь интуитивно чувствуем различие двух выраженных с помощью нашего родного языка").

прошусь во френды :)

Date: 2010-11-29 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] triglochin.livejournal.com
"лично для меня, без доказательств для кого-то, это значит ..."

значит что?..

Date: 2010-11-29 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] triglochin.livejournal.com
иногда думаю, что весьма сильно содержанием:
"истинно истинно"

! спасибо

Profile

triglochin: (Default)
triglochin

February 2026

S M T W T F S
1234567
89 1011121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 26th, 2026 03:25 am
Powered by Dreamwidth Studios